В России в последние годы активно идет развитие детского и молодежного движения. Государственные идеи и проекты работают в онлайн и оффлайн сферах. Так среди них Пушкинская карта, «Движение первых», «Россия – страна возможностей», #МЫВМЕСТЕ и другие. Какие активности предпочитают молодые южноуральцы? В Центре общественного мониторинга и проектов Челябинской области собрали детали.
Большинство демонстрирует высокий уровень осведомленности:
- Наиболее известная среди молодёжи программа – Пушкинская карта (68,3%).
- На вторую позицию вышло «Движение первых» (49,4%).
- Замыкает тройку лидеров цифровая платформа «Россия – страна возможностей» (42,2%)
Наиболее информированными предстают молодые люди в возрасте 14–17 лет, учащиеся.
Ключевой источник информации о молодёжных организациях и мероприятиях – интернет. При этом о «Пушкинской карте» молодые люди чаще узнают от друзей и родных, о проекте «Россия – страна возможностей» – по телевизору, о «Движении первых» – в своих учебных заведениях, а о проекте «Больше, чем путешествие» – на работе», — рассказывают социологи после обработки опросных анкет.
Если смотреть в целом, то информированных молодых людей отличает активная жизненная позиция: им чаще от 14 до 17, в свободное время они посещают театры, музеи, концерты и выставки, повышают уровень образования, занимаются волонтерской деятельностью, участвуют в работе общественных объединений, занимаются в кружках и объединениях по интересам, а ключевыми ценностями чаще считают активную, деятельную жизнь и возможность самореализации.
Активностей для молодежи на Южном Урале достаточно. От небольших мастер-классов до массовых фестивалей. Так, этим летом по инициативе губернатора Алексея Текслера проводился «Атомный выпускной» для 8 000 школьников. А следом за ним сразу шел «Молфест». Оба события сопровождались большим числом познавательных площадок и выступлением таких хэдлайнеров, как The Hatters и Ваня Дмитриенко. Что же предпочитает молодежь?
- 30,3% респондентам нравится посещать локальные общественные и культурные мероприятия до 30 человек (круглые столы, мастер классы и др.)
- 26,1% предпочитают посещать мероприятия от нескольких десятков до нескольких сотен человек (концерты, спектакли).
- Для 13% наиболее предпочитаемый формат – массовые фестивали с участием 1000 человек и более.
Каждый десятый опрошенный (9,7%) предпочитает смотреть общественные и культурные мероприятия в интернете или телеформате. При этом 15,7% сказали, что не интересуются такими мероприятиями.
Анализ приоритетов при посещении общественных мероприятий показывает значимость для современной молодежи эмоционального отклика, саморазвития и коммуникации. Исходя из ответов сложилось 5 наиболее популярных мотивов:
- Положительные эмоции – 60,9%.
- Новые знания, саморазвитие – 54,2%.
- Общение – 51,8%.
- Новые знакомства – 41,5%.
- Смена привычной обстановки – 32,2%.
Для справки: Исследование проводилось в период с 1 июня по 5 июля 2024 года. Всего было опрошено 2758 респондентов – граждан РФ в возрасте от 14 до 35 лет, зарегистрированных и проживающих на территории Челябинской области. В исследовании использовался комбинированный метод: уличный опрос (CAPI) для молодежи 18-35 лет, интернет-опрос (CAWI) для лиц 14-17 лет.
Официальный сайт Правительства Челябинской области, иллюстрации Центр общественного мониторинга и проектов Челябинской области